Творчество уже давно перестало быть чем-то мистическим, современному экономисту,
да и любому другому специалисту, в обязанности которого входит поиск решений
нестандартных проблем, необходимо владеть современными инструментами творчества.
Здесь мы приведем очень краткий обзор 10 методик для поиска новых идей и
творческого решения проблем.
1. Мозговой штурм Автор — Алекс Осборн. Основной
принцип состоит в том, чтобы развести во времени генерацию идеи и ее критику.
Каждый участник выдвигает идеи, другие пытаются их развивать, а анализ
полученных решений проводится позже. Иногда используют «немой» вариант мозгового
штурма — брейнрайтинг, когда идеи записываются на листке бумаги, который
участники передают друг другу, внося новые возникшие соображения.
2. Шесть шляп Автор — Эдвард де Боно. Методика
позволяет упорядочить творческий процесс с помощью мысленного надевания одной из
шести цветных шляп. Так, в белой человек беспристрастно анализирует цифры и
факты, затем надевает черную и во всем ищет негатив. После этого наступает
очередь желтой шляпы — поиска позитивных сторон проблемы. Надев зеленую, человек
генерирует новые идеи, а в красной может позволить себе эмоциональные реакции.
Наконец, в синей подводятся итоги.
3. Ментальные карты Автор — Тони Бьюзен. По его
мнению, креативность связана с памятью, а значит, укрепление памяти улучшит и
качество креативных процессов. Однако традиционная система записи с заголовками
и абзацами препятствует запоминанию. Бьюзен предложил поместить в центр листа
ключевое понятие, а все ассоциации, достойные запоминания, записывать на ветвях,
исходящих от центра. Не возбраняется подкреплять мысли графически. Процесс
рисования карты способствует появлению новых ассоциаций, а образ получившегося
древа надолго останется в памяти.
4. Синектика Автор — Уильям Гордон. Гордон считает,
что основной источник креативности — в поиске аналогий. Сначала нужно выбрать
объект и нарисовать таблицу для его аналогий. В первый столбец записывают все
прямые аналогии, во второй — непрямые (например, отрицание признаков первого
столбца). Затем нужно сопоставить цель, объект и непрямые аналогии. Скажем,
объект — карандаш, задача — расширение ассортимента. Прямая аналогия — объемный
карандаш, ее отрицание — плоский карандаш. Результатом будет
карандаш-закладка.
5. Метод фокальных объектов Автор — Чарльз
Вайтинг. Идея состоит в том, чтобы объединить признаки разных объектов в
одном предмете. Например, взяли обычную свечу и понятие «Новый год». Новый год
ассоциируется с искрящимся бенгальским огнем, этот признак можно перенести на
свечу. Если бенгальскую свечу стереть в порошок и добавить его в воск, получится
«новогодняя» свеча с искрящейся крошкой внутри.
6. Морфологический анализ Автор — Фриц Цвикки. Объект
нужно разложить на компоненты, выбрать из них несколько существенных
характеристик, изменить их и попытаться соединить снова. На выходе получится
новый объект. Например, нужно придумать визитную карточку для парфюмерной
компании. Если изменить классическую прямоугольную форму и воздействие на органы
чувств, может получиться треугольная визитка с запахом парфюма.
7. Непрямые стратегии Авторы — Брайан Эно и Питер
Шмидт. Берется колода карт, на которых записан набор команд (например, «дай
волю злости», «укради решение» и др.). Во время создания новой идеи нужно
вытаскивать карту и пытаться следовать ее указаниям.
8. Автобус, кровать, ванна Метод основан на убеждении,
что новая идея не только зреет в глубинах подсознания, но и активно рвется
наружу. И чтобы она проявилась, надо лишь не мешать ей. Новая идея может прийти
в голову где угодно, даже в малоподходящих для этого местах. Классический пример
— Архимед с его ванной.
9. Расшифровка Берется непонятная надпись на чужом языке
— скажем, иероглифы. В голове человека, который ее рассматривает, будут
рождаться разные ассоциации. Один преподаватель, например, «увидев» воду и три
круга, решил открыть свое дело и занялся доставкой устриц.
10. Ловушка для идей Этот прием подразумевает
инвентаризацию всех возникающих идей: их можно наговаривать на диктофон,
фиксировать в тетради и т. п. А потом при необходимости обращаться к своим
записям.
|