В рамках дисциплины «Социальные коммуникации в профессиональной среде» была проведена фокус-группа на тему «Ненормативная лексика в коммуникативной культуре современной России». Участниками стали студенты 3 курса. Количество участников составило 13 человек.
Для начала студенты были ознакомлены с данной темой, получив информацию о самом понятии ненормативной лексики, о функциях употребления ненормативной лексики в речи, о разновидностях ненормативной лексики, а так же сферах ее употребления.
После ознакомления студентов с проблематикой, им было предложено разделиться на три группы:
- «я за употребление ненормативной лексики и считаю, что искоренить его невозможно»;
- «я против ненормативной лексики, но считаю, что ее употребление искоренитьневозможно»;
- «я против ненормативной лексики и считаю, что ее употребление нужно и можно искоренять».
Участникам были заданы 5 вопросов:
- Что вы думаете о проблеме распространения ненормативной лексики в коммуникативной культуре современной России?
- Как, по-вашему, можно хотя бы частично решить проблему употребления ненормативной лексики в современном обществе?
- Как часто и в каких ситуациях вы сами можете употреблять ненормативную лексику?
- Опишите кратко пример ситуации из вашей жизни употребления ненормативной лексики в общественном месте.
-
- Причину употребления;
- Степень вашего участия в данной ситуации;
- Ваши чувства и эмоции.
- Создайте список плюсов и минусов существования ненормативной лексики в коммуникационной культуре.
Первая группа раскрыла свою точку зрения таким образом: «ненормативная лексика уместна в определенных ситуациях и без нее не обойтись, например, при выражении эмоций, оскорблении виноватого, а так же в компаниях, где постоянно употребляется данный вид лексики».
Участники второй группы выступили со следующим мнением: «ненормативную лексику искоренять нужно, но сделать это очень сложно». По их мнению, на человека, употребляющего ненормативную лексику, в первую очередь, влияют некоторые факторы, такие как: семья, общество, давление со стороны, СМИ. «Употребление ненормативной лексики – личное дело и ответственность каждого, но это является негативным проявлением социальной жизни».
Третья группа в доказательство своей точки зрения привела примеры влияния употребления ненормативной лексики:
- влияние на энергетический баланс человека;
- агрессия, как причина психических заболеваний.
Решение обсуждаемой проблемы (хотя бы частичное) участники группы видят в следующем:
- социальная реклама;
- пропаганда культурной речи;
- формирование положительного общественного мнения;
- социальные нормы;
- изменение нормативной базы (введение штрафов за употребление ненормативной лексики в общественных местах, а так же в средствах массовой информации).
После выступления представителей трех групп был подведен итог фокус группы: проблема действительно существует и инициатива ее решения, в первую очередь, должна исходить от государства. Но мы, как будущие специалисты по работе с молодежью, а так же как будущие родители, должны искать пути решения проблемы уже на данном этапе. И тогда, пусть даже через десятки лет, нас ждет культурное, образованное, общество, отказавшееся от ненормативной лексики.
Студентка 3 курса ОРМ Малахова Екатерина
|